Детский сад № 82 группа "Буратино"

Путешествие по Африке

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 82 комбинированного вида

Приморского района Санкт-Петербурга

 

«Путешествие  по Африке»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

с детьми подготовительной группы

(образовательная область «Познание»)

Составила

Борисова Марина Владимировна

Воспитатель ГБДОУ № 82

Приморского района

   

Санкт-Петербург

2013 год

И н т е г р а ц и я о б р а з о в а т е л ь н ы х о б л а с т е й

 

«Коммуникация»,  «Познание»,  «Социализация»,  «Физическая культура»,

«Музыка»

З а д а ч и:

 

«Познание»:

 

· Расширять кругозор детей.

· Формировать представление детей о животном и растительном мире Африки.

· Совершенствовать навык количественного и порядкового счёта.

· Формировать умение «читать» простейшую графическую информацию.

· Совершенствовать координацию рук и глаз.

· Развивать мелкую  моторику.

«Социализация»

· Совершенствовать умение работать в коллективе.

· Продолжать  обогащать опыт дружеских взаимоотношений со сверстниками.

«Физическая культура»

 

· Совершенствовать физические качества, двигательные умения и навыки.

«Коммуникация»

 

· Активизировать и обогащать словарный запас детей.

· Развитие активной речи детей.

· Формировать лексико-грамматический строй речи.

«Музыка»:

 

· Формировать эмоциональный отклик при восприятии музыки.

П е д а г о г и ч е с к и е т е х н о л о г и и:

1. Здоровье сберегающие

 

2. Логоритмика

 

3. Проблемного обучения

 

4. Пальчиковая гимнастика

О б о р у д о в а н и е:

· Аудиокассета с записями

· Карандаш простой

· Задания на листочках бумаги «Соедини  точки», «Заколдованная картинка»,

«Кто лишний»

· Иллюстрации с изображением животного и растительного мира Африки.

· Игрушки-фигурки животных.

· Глобус

· Пальмы

· Билеты на самолёт.

П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а:

· Отгадывание загадок.

· Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Доктор Айболит»,

Р.Киплин «Слонёнок», «Маугли», «Рики-Тики-Тави».

· Энциклопедия для дошкольников

· «Кто живёт в Африке»

· Рассматривание иллюстраций, фотографий животного и растительного мира Африки.

· Ручной труд – оригами: «Крокодил», «Верблюд», «Слон» (из бумажных тарелок)

· Знакомство с глобусом.

 

Ход непосредственно образовательной деятельности.

 

Воспитатель: Ребята, как называется планета, на которой мы с вами

живём?

Ответ детей: Земля.

Воспитатель: А на что она похожа?

Ответ детей: Круг, шар.

Воспитатель: Да, правильно, наша планета – Земля. А вот это – глобус,

копия нашей планеты.  На нём  изображены разные города,

страны, моря и океаны.

А теперь, скажите мне, в каком  городе мы с вами живём?

Ответ детей: В Санкт-Петербурге.

Воспитатель: А в какой стране мы с вами живём?

Ответ детей: В России.

Воспитатель:  Сегодня, я предлагаю нам отправиться в путешествии 

по  Африке. Это страна находится очень далеко от России, давайте

найдём её на глобусе… . Так ка Африка очень далёкая страна, как вы

думаете, на чём можно туда добраться?

Ответ детей: На корабле, на поезде, на самолёте.

Воспитатель:  А узнаем мы с вами, выполнив задание: «Соединим

точки»…

Молодцы! Полетим мы туда на самолёте. А сейчас я проверю,

готовы ли вы к путешествию:  голова на месте? 

Ответ детей: Да!

Воспитатель: Ножки на месте?

Ответ детей: Да!

Воспитатель:  Ручки?

Ответ детей:  Да!

Воспитатель: А уши?

Ответ детей: Да!

Воспитатель:  А улыбка?

Ответ детей:  Да!

Воспитатель: Давайте улыбнёмся друг другу и перед началом полёта

сделаем небольшую разминку.  

Дети выходят на ковёр и выполняют упражнение

под музыку из к/ф «Про Красную Шапочку»

 

Воспитатель:  Итак, занимаем любимые места в нашем самолёте.

 

(Стук в дверь. Вбегает Доктор Айболит)

 

Доктор Айболит: Ой, ой, ой, подождите! Без меня не улетите!

В Африке беда, беда, ждут животные меня.

Воспитатель: Ребята, кто это? Вы узнали?

Лечит маленьких детей,  лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит добрый Доктор… (Айболит)

Доктор Айболит: Ребятки, мои дорогие, мне вчера вечером пришла

телеграмма, что мои старые знакомые, африканские звери –

заболели: «Говоря у них ангина, скарлатина, кашель, грипп.

Нужен  Доктор  Айболит!!!»  А я узнал, что вы, как раз туда 

отправляетесь  путешествовать. Возьмите меня с собой.

Воспитатель:  Уважаемый Доктор Айболит, конечно же мы вас возьмём.

Проходи,  занимай место  в нашем самолёте.

Доктор Айболит:  Ой, спасибо, удружили. (Садится на свободное место)

Воспитатель: Уважаемые пассажиры, просьба всем занять свои места

и пристегнуться ремни.  Взлетаем! (имитация звука самолёта).

Наш самолёт берёт курс на юг.

«Ах, Африка, ах, Африка волшебная страна,

Скорей летим мы в Африку, ведь ждут нас там друзья»

Воспитатель: Африка – царство самого жаркого в мире солнца

и горячего песка.  А в Африке  очень много пустынь.  Самая главная –

Сахара. Мы как раз  над ней пролетаем… .  А кто знает, что такое

пустыня. 

Ответы детей: Ничего нет, пусто.

Воспитатель: Пустыня означает – пусто, пустынно.  Кругом один

песок.  Завывает ветер – «у,у,у…», шуршит песок – «ш,ш,ш…»

и свистят змеи  «с,с,с…».  Здесь очень жарко. Песок настолько

раскалён,  что если в него положить яйцо – оно сварится.

На раскалённых камнях можно приготовить яичницу. В пустыне

годами не бывает дождей.  Как вы думаете, могут жить растения

в таких условиях.  

Ответ детей: Нет.

Воспитатель: Оказываются,  могут.

В пустыне жёлтые пески, здесь солнце полыхает,

Здесь от жары и от тоски всё сразу засыхает.

А в небе нет ни облаков, ни самой малой тучки.

Вот почему среди песков живут одни колючки.

Здесь в пустыне, конечно же нет деревьев, но  попадаются

небольшие кустики  с  листочками, которые называются –

«верблюжья колючка» (саксаул).  У них очень длинные корни.

Их длина достигает высоты 15-ти этажного дома.  Корни питаются

водой,  которая находится очень глубоко под землёй.

А вот навстречу нам идёт обитатель пустыни,  любитель

 полакомиться «верблюжьей  колючкой»: 

Всю жизнь ношу я два горба, имею два желудка,

Но каждый горб, не горб – амбар, еды в них – на семь суток!

 Кто это?

Ответ детей: Верблюд.

Воспитатель: Верблюд – самое выносливое животное  на земле.

И самое удивительное животное пустыни. Он очень припособлен

жить в пустыне: длинные, густые ресницы защищают его глаза от

песка, на спине имеются один и два горба, в которых накапливаются

жир и вода, позволяющие  верблюду долгое время не пить и не есть;

на ногах у него вместо копыт – мозоли из плотной кожи,  которая

 защищает его от горячего песка, и не дают проваливаться в него.

А чем верблюд полезен для человека?

Ответы детей: Шерсть, молоко.

Воспитатель: Да, из шерсти делают различные вещи, например,

верблюжье одеяло.

Но вот посреди пустыни мы видим зелёный островок, который

называется «оазис». Это небольшой участок растительности вокруг

 маленького озера  или источника воды, их очень немного в пустыне.

Здесь раскинулись финиковые пальмы. Какие они приносят плоды?

Ответ детей: Финики.

Воспитатель:  Это вкусное лакомство для людей и для зверей. 

Финики – это «хлеб» пустыни  (главное блюдо).

Летим дальше, и оказываемся в самом центре Африки – Саванне.

 Ещё её называют – африканская степь. Чем покрыта земля в Саванне.

Ответ детей: Трава, кусты, пальмы.

Воспитатель: Земля покрыта травой. Она густая, жёлтая, сухая, когда

нет дождя.  Зелёная, сочная – после дождя.  Здесь попадаются  

островки деревьев, среди них гигантское дерево-великан «баобаб»,

у него очень толстый ствол, чтобы его обхватить нужно, взяться

за руки всей группе.  Летом он сбрасывает листья, в отличие от

наших деревьев.  А когда наши деревья сбрасывают листья?

Ответ детей: Осенью

Воспитатель: В Саванне есть небольшое озеро «водопой». У водопоя

собираются  животные, чтобы искупаться, напиться, немножко

 порезвиться.  Давайте мы здесь совершим небольшую посадку и

высадим нашего дорогого доктора.

Доктор Айболит: Ой, спасибо, мне было очень интересно с вами, я  

узнал много  нового и интересного.  А вы все здоровы?

Ответ детей: Да!

Доктор Айболит: Животики не беспокоят?

Ответ детей: Нет!

Доктор Айболит: Горлышки не болят?

Ответ детей: Нет!

Доктор Айболит: Температуры нет?

Ответ детей: Нет!

Доктор Айболит: Ну, тогда я спокоен за вас, и отправляюсь лечить

своих четвероногих  пациентов.  До свидания!!! (уходит)

Воспитатель: Давайте немножко отдохнём, выйдем из салона нашего

самолёта  и разомнёмся.

  Разминка «Жираф»

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, каких животных мы видим

у водопоя:

· Что за коняшки, у всех тельняшки? (зебра)

Зебра – очень игривые африканские лошадки. Зебра – основная

пища львов,  поэтому им часто приходится спасаться бегством.

их спасают сильные ноги.  Удар копытами – средство защиты их

от врага.

· Он ходит голову задрав, не потому что важный граф,

Не потому что гордый нрав, а потому что он - ……  (жираф)

Что отличает жирафа от других животных?

Ответ детей: Рост, длинная шея, пятна.

Воспитатель: Да, это самое высокое животное на земле, у него очень  

длинная шея –  она помогает ему дотягиваться до высоких растений

– «акаций», с которых он  обрывает веточки своим длинным языком.

Рост жирафа с 2-х этажный дом.

А кто знает, какое самое большое животное на земле?

Ответ детей: Слон.

Воспитатель: А по каким признакам мы определяем слона?

Ответ детей: Нос-хобот, бивни, большие уши.

Воспитатель: Зачем слону хобот?

Ответ детей: Поднимать тяжести, пить, собирать еду, устраивать душ.

Воспитатель: Слон весит около пяти тонн – это пять легковых

автомобилей.  А уши такие большие, чтобы лучше слышать!

Ответ детей: Отмахиваться от насекомых, вместо веера.

Воспитатель: Слоны – очень добродушные животные, умные,

смирные, спокойные  и сильные.  Вот, где-то вдалеке слышен рёв.  

Давайте скорее занимать свои места в самолёте.

Посмотрите-ка скорей это хищник – царь зверей.

До чего же грозный вид, как на троне он сидит.

Кто же это?

Ответ детей: Лев.

Воспитатель: Какая отличительная особенность льва?

Ответ детей: Грива.

Воспитатель: Оказывается, грива есть только у самцов, а у самки

гривы нет.  Львы, как  и тигры, и леопарды – огромные хищные

кошки, но слона бояться. Львы охотятся  небольшими стаями,

такая львиная стая называется ПРАЙД.   Лев – самый сильный

африканский зверь.

Здесь также можно встретить бегемота, который целыми днями

лежит в реке,  и лишь вечером выходит на сушу, а также очень

красивых птиц – фламинго.

А ещё здесь в саванне живёт самая большая птица:

Петь – не поёт, и летать  - не летает.

За что же народ его птицей считает… (страус)

Ответ детей: есть клюв, перья, крылья.

Воспитатель: Страус не умеет летать, но очень быстро бегает, так как

у него очень сильные ноги.  Наш самолёт пролетает над джунглями.

Что такое джунгли?

Ответ детей: лес, заросли.

Воспитатель: Джунгли – густые, труднопроходимые заросли деревьев.

Растения растут так близко друг к другу, что сквозь листву едва

проникает свет. Как вы думаете, могут здесь жить животные саванн

и пустынь?

Ответы детей: нет, тяжело.

Воспитатель: Нет, им очень трудно здесь передвигаться. Но вот один

африканский  хищник свободно лазает по деревьям. Кто это?

Ответ детей: леопард

Воспитатель: А кого ещё можно встретить в джунглях?

Ответ детей: обезьян, попугаев, змей.

Воспитатель: Кто назовёт мне разновидностей обезьян?

Ответ детей: мартышки, гориллы, шимпанзе, павиан.

Воспитатель: А как передвигаются они?

Ответ детей: скачут, лазают, прыгают.

Воспитатель: В джунглях очень много лиан – это самое

распространённое растение джунглей. Корни находятся в земле,

а гибкий стебель обвивается вокруг ствола дерева и ползёт по нему

вверх к солнцу.

Воспитатель: А кто скажет, как называется самая большая обезьяна?

Ответ детей: горилла

 Воспитатель: Да, у них устрашающий вид, но они очень миролюбивы и

дружелюбны. Рост её около 2 метров, а вес 3000 кг.  А что любят

делать обезьянки?

Ответ детей:  корчить розы, гримасничать

Воспитатель: Давайте мы сейчас подразним мартышек.

 

Пальчиковая гимнастика   «Учёные мартышки»

Воспитатель: Спор идёт среди зверей: кто питается вкусней?

Одним нужно мясо – его обожают.

Другие растительный корм обожают.

Предлагаю разобраться, кто и чем должен питаться?

 

Дидактическая игра  «Хищники и травоядные»:

 

Воспитатель: Посмотрите, какие разные звери.

Вот, например, у льва – большая голова, значит, он…  (большеголовый),

У жирафа длинная шея значит, он…  (длинношеий),

У обезьяны  длинный хвост, значит она …  (длиннохвостая),

Крокодил плавает, значит, он…  (водоплавающий),

У зебры есть полоски, значит она…  (полосатая),

У слона – длинный нос, значит он…  (длинноносый),

А у страуса – тонкие ноги, значит он…  (тонконогий).

А сейчас наш самолёт берёт курс на Санкт-Петербург, а мы поиграем

до приземления  в игру «Да-Нет»

  Словесная игра «Да-Нет»:

· Ёлка в Африке растёт, на ней белочка живёт  (нет)

· Две мартышки у реки играют весело в снежки (нет)

· Африканский сильный слон больше всех не свете он (да)

· Наша зебра, как картинка, у неё в цветочек спинка  (нет)

· Очень толстый бегемот важной поступью идёт  (да)

· У льва детёныш – слонёнок  (нет)

Воспитатель: А теперь давайте скажем волшебные слова: «Крибле,

крабле, бум» - 2 раза  и мы окажемся в нашей с вами группе.

Мы вернулись с вами из путешествия, давайте вспомним всех наших  

африканских  друзей-зверей и найдём их в «заколдованной

картинке».

 

Игровое упражнение «Расколдуй животных»:

 

Воспитатель: Молодцы!  А скажите, ребята, где в нашем городе можно

встретить  животных из Африки?

Ответ детей: в зоопарке, в музее, в цирке.

Воспитатель: Сходите обязательно туда и расскажите родителям об их

жизни.  Пока мы гуляли у водопада, Доктор Айболит передал вам  

в подарок орешки, собранные с африканских финиковых пальм.

А мы будем ждать вестей  от Доктора Айболита и очень надеяться на

выздоровление животных.

 Наше путешествие закончилось.

18 марта 2014 в 15:20

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.